[rank_math_breadcrumb]

Донецкая республиканская библиотека имени Н.К.Крупской

Донецкая республиканская универсальная научная библиотека
им. Н.К. Крупской — это мощный автоматизированный информационный, просветительский, культурный, исследовательский, научно-методический центр Донецкой Народной Республики.

Сталинская окружная центральная библиотека (теперь ДРУНБ — Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской) была создана в соответствии с решением Президиума Сталинского окружного исполнительного комитета от 2 августа 1926 г. для обеспечения культурных потребностей жителей города. Старт деятельности главной библиотеки был дан 1 декабря того же года. Библиотечное собрание состояло из книжных фондов клуба им. Энгельса, делового клуба, коммунистической библиотеки и насчитывало около 18 тыс. экземпляров. Первым директором стал ответственный секретарь клуба им. Энгельса, который и организовал при клубе библиотеку – Борис Соломонович Абугов. Работало библиотечное учреждение только в вечерние часы (с 17:00 до 21:00), в среднем в день его посещали 150-200 читателей.

В 1932 г. библиотека была реорганизована в областную.А в 1935 году по проекту архитектора Эммануила Львовича Гамзе было начато строительство нового здания для библиотеки. Большую помощь и поддержку местным властям и администрации библиотеки в начале строительства здания библиотеки оказала заместитель Наркома просвещения РСФСР Н. К. Крупская. Имя Н. К. Крупской библиотека  носит с 1936 года.В сентябре 1939 года было построено одно крыло здания (в настоящее время в этой части расположена Донецкая республиканская детская библиотека им. С. М. Кирова), в котором расположилась библиотека. Началось обслуживание читателей. Остальные помещения продолжали строить. С началом Второй мировой войны строительство было приостановлено и возобновлено только после Победы, в начале 1950-х.

В годы войны здание библиотеки было повреждено, книжные фонды уничтожены и ограблены. Уже в 1943 году, после освобождения Донбасса, библиотека начала обслуживание читателей, по крошкам восстанавливая и собирая свои фонды.До 1955 года велись ремонтные работы и реконструкция по проекту донецкого архитектора Н. И. Порхунова. На фасаде были созданы горельефы работы скульпторов Наума Абрамовича Гинзбурга и Павла Павловича Гевеке. В читальном зале несколько бюстов писателей и учёных выполнено скульптором Константином Ефимовичем Ракитянским. Бюст Белинского в библиотеке имени Крупской работы Наума Абрамовича Гинзбурга. .Работы по восстановлению и реконструкции довоенного здания библиотеки закончились в 1955 году.

Сегодня архитектурный вид центральной части республиканской столицы сложно представить без этого монументального сооружения, размещенного на перекрестке главных магистралей города – ул. Артема и бул. Шевченко. Современный вид библиотека приобрела в 1956 г., в период послевоенного восстановления и реконструкции, которая проводилась под руководством донецкого архитектора Николая Ивановича Порхунова.

blank

Здание, выполненное в стиле сталинский ампир, поражает утонченной красотой и потаенной силой, жизнеутверждающим простором и непревзойденной монументальностью. Такая периметрическая планировка была присуща архитектуре строительства 1930-х годов. Угловая часть библиотеки, которая выполнена в форме барабана, обрамлена полуколоннами коринфского ордера, который придает зданию выверенную грациозность и гармоничную пропорциональность. Венчает четырехэтажное здание стальной купол.Фасады решены пластично с использованием классической ордерной системы архитектурных деталей: массивный карниз, полукруглые пилястры с капителями на простенках между окнами от второго до четвертого этажа. Дизайн первого этажа, визуально отделенного от остального здания, стилизован под каменную кладку.На уровне второго этажа в декоративно оформленных полукруглых нишах размещены горельефы русских и украинских писателей, деятелей науки. Авторы этих скульптурных произведений – известные донецкие художники: Наум Абрамович Гинзбург, Павел Павлович Гевеке, Константин Ефимович Ракитянский. Кирпичное здание отделано (инновационно для того времени) разными видами декоративной штукатурки. Как и на других зданиях сталинской эпохи, на фасадах и в интерьерах библиотеки присутствует советская символика. Прямоугольный внутренний двор библиотеки, в котором сейчас проходят культурно-массовые мероприятия, замкнут декоративными металлическими решетками.

blank

Дух бывшей эпохи также прослеживается и в интерьерах, которые поражают обилием внутреннего декора. В главном вестибюле – три входные двери, которые оформлены сандриками и лепными лиштвами. Холлы украшены колоннами с вычурными лепными капителями. Рисунок каменного пола фойе первого этажа и каменной лестницы отвечает канонам ордерной классики. На стенах боковых маршей широких лестниц в круглых нишах размещены бюсты величайших деятелей науки и искусства российской и советской эпох. Просторные читальные и лекционный залы украшены колоннами и пилястрами с четкими каннелюрами. Потолки библиотеки оформлены кессонами и лепными розетками. Такое решение декоративных элементов добавляет библиотечному пространству композиционной завершенности.

На лестничной клетке первого этажа с момента открытия посетителей библиотеки встречала и встречает сегодня (непродолжительное время украшала музей библиотеки) скульптура Н. К. Крупской. До сих пор жива и работает легенда: если загадать заветное желание и дотронуться до книги, которую держит в руках статуя, то желаемое всенепременно исполнится.

blank

blank

Поделиться записью в соцсетях

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email
Корзина