ГЛАВНЫЙ МОСТ ГОРОДА
Сейчас трудно поверить, что когда-то не существовало такой магистральной артерии города как проспект Ильича. Еще труднее вериться, что не существовало самого главного моста города.
При Юзе попасть на левый, Донской берег, можно было либо по Семеновскому мосту, в районе современного проспекта Мира, либо южнее, по мостам ведущим во владения Рыковского (проспект Павших коммунаров и район областного наркодиспансера).
Когда 1 мая 1927 года состоялась торжественная закладка первого камня будущей больницы имени Калинина, её участникам, по воспоминаниям, пришлось переправляться по «зыбкой кладочке».
Именно появление новой больницы, послужило толчком к изменению статуса патриархального Семновского проспекта. Раньше это был простой проулок, круто спускавшийся к Кальмиусу и терявшийся среди безбрежного моря землянок, теперь же он становился улицей, соединившей две основные городские больницы — бывшую Первую земскую, и новую, получившую имя Ворошилова. Не удивительно, что его название тоже изменилось на Больничный.
Перед войной, в месте пересечения Больничного проспекта и Кальмиуса была уже не «кладочка», а два добротных моста. Один, бетонный, соединял основную магистраль, а второй, деревянный — пешеходную тропу, натоптанную нерадивыми гражданнами, не желавшим делать лишний крюк.
Перед броском через реку, Больничный проспект делал поворот к югу, что хорошо видно на немецкой карте образца 1943 года.
В пятидесятые годы это недоразумение исправили, перенеся поворот на левый берег, туда где он существует и поныне.
Есть легенда о том, что освободить город от немцев удалось лишь после того, как по восстановленному мосту через Кальмиус переправилась танковая бригада под командованием Ф.А.Гринкевича. Однако легенда верна лишь наполовину. Город действительно удалось взять после восстановления мостов, но переправлялись по ним танки полковника Н.Т.Петренко, командира 140-й танковой бригады.
Военные лихолетья преподнесли интересный факт, выбывший из нашей истории. Из недр областного архива появилась фотография с подбитым немецким танком, склонившим свой «хобот» на будущем проспекте Ильича. За ним виднеется разрушенный мост через Кальмиус, угадывается поворот Больничного проспекта, но самое интересное, что подбитый танк – это немецкая «Пантера», которой быть там, вроде бы как и не должно. По тем временам, эти редкие танки были все на строгом учете, и долгие годы считалось, что после битвы под Курском, их остатки сосредоточились у Харькова. Но факт остается фактом, и подтверждается целым рядом фотографий – в битве за Сталино, немцы использовали свои новейшие танки.
Еще по первому генеральному плану от 1932 года на Кальмиусе планировалось устроить ряд водохранилищ. После войны эта идея начинает воплощаться в жизнь, а с ней и строительство шикарного автомобильного моста по проспекту Гринкевича, (в 1944 году Больничный проспект переименовали). Автор проекта – архит. К. Н. Яковлев.
В 1946 году в газете «Социалистический Донбасс» появляется рисунок будущего моста. Замышлялось все намного грандиознее.
Строительство вели «по сухому», до наполнения водохранилища, поэтому на ранних фотографиях моста можно увидеть у его опор лишь скромные лужицы.