Макеевская легенда прописалась на окраинах

с Комментариев нет

Всё началось с Ясиновки

— Раньше считалось, что дата основания города — год, когда слободе Ясиновка по решению царского правительства взамен вольной слободы был присвоен статус войсковой, — рассказывает Колодяжный. — Ясиновка упоминается в документах 1690 года. Но чтобы быть официально зафиксированной, ей надо было сколько-то лет уже существовать. Значит, первые поселенцы здесь могли появиться где-то в 1660-1670 годы. После воссоединения Украины с Россией в 1654 году начали интенсивно обживаться земли Левобережной и Слободской Украины переселенцами из правобережья Днепра и Придонья.

Чудеса архитектуры

В череде частных домиков поселка выделяется хоть и небольшая, но особенная церковь — первая, построенная на территории Макеевки. В нее и сегодня съезжаются верующие из всех уголков города и области.

В 1792 году в этой слободе проживало уже более тысячи человек. Ходить на богослужения им приходилось в далекие Святогорск и Бахмут. Поэтому местные жители вместе с соседями из поселка Землянки решили построить свою церковь. Скинулись, собрали 550 рублей и общими силами начали строительство.

— 12 сентября 1792 года, после окончательного разрешения церковного начальства, Бахмутский протоиерей Петр Российский освятил в Ясиновке место под будущий храм и заложил первый камень, — говорит Колодяжный. — Этот день и считают его основанием. А 6 декабря 1793 года он же открыл в новопостроенной церкви первое богослужение.

Как удалось закончить строительство всего за год, так и осталось загадкой. Но простояла церковь в первозданном виде недолго. Уже через несколько лет прихожане затеяли стройку гораздо большей святыни.

— Возвели ее в 1811 году, — отмечает исследователь. — Высота строения достигала 40 метров, 22 из которых составляла нижняя часть из камня. Остальные 18 метров с колокольней — деревянные. Вес главного из шести колоколов был почти под 82 пуда, а его звон в безветренную погоду разносился на 15 километров. Свод и полутораметровые по толщине стены изнутри были украшены художественной росписью на бело-голубом фоне.

Строили храм местные жители. Но вот его архитектура была не типична для нашего края. Аналог ясиновского храма-крепости — Покровская церковь в селе Сутковцы в Хмельницкой области. В начале XVIII века, опасаясь ополячивания и католизации, в наши края убегали жители Правобережной Украины. По мнению краеведов, переселенцы «принесли» с собой и архитектурный стиль.

Храмы разрушали солдаты.
Макеевская легенда прописалась на окраинах

К сожалению, храм пострадал в период коллективизации Его прежний величавый облик запечатлен на картине неизвестного художника, которая здесь бережно охраняется.

— В 1936 году, накануне Троицы, поступило распоряжение о ликвидации храма Николая Чудотворца, — говорит краевед. — Организовали группу добровольцев из 50 человек, которые, детально обсудив и спланировав акцию, начали демонтаж. Я и сам это видел. Сначала сорвали колокола и поломали колокольню, затем выбросили иконы и старинные книги. Некоторые из них жителям удалось спасти, забрав домой. После окончания разрушительных работ сельский голова объявил, что в этих стенах будет клуб. Люди не желали плясать на святом месте. Но их всё же заманили сюда… конфетами, пообещав, что первым, кто придет на танцы, выдадут по килограмму дефицитных сладостей. Подействовало — народ потянулся веселиться. Жители Ясиновки уверяют, что все, кто купился на «конфетные» уговоры сельсовета, в течение одного года умирали один за другим.

Сейчас церковь стоит на древнем фундаменте. Она заново расписана, а спасенные жителями иконы и книги возвращены. Простое совпадение это или наказание, трудно сказать, но только в близлежащем поселке Калиново после такой же истории уничтожения Свято-Троицкой церкви начали твориться настоящие странности.
Свято-Троицкая церковь в поселке Калиново в 1910 году.
Свято-Троицкая церковь в поселке Калиново в 1910 году.
Ольга Божко — учитель истории ясиновской школы и ученица Колодяжного, перенявшая его знания, рассказала, что в Калиново храм появился не случайно. После разрушения деревянной церквушки в Ясиновке ее по частям перевезли соседям, которые отстроили уже на свой лад… в честь громких побед российского флота в двух русско-турецких войнах. Напоминала она очертания фрегата. Место выбрали на одном из холмов, где постоянно видели таинственный огонь, исчезавший при приближении к нему.
Макеевская легенда прописалась на окраинах

— В том же 1936 году разрушили и ее, — рассказывает Ольга Николаевна. — Сожгли столетние иконы, уничтожили алтарь и царские врата. Тут тоже решили сделать клуб, но не получилось. Как только люди входили в него, на них нападал необъяснимый ужас. Тогда строение переоборудовали под свинарник и конюшню. Животные здесь болели и умирали. В конце концов, основали солдатскую казарму. Однажды ночью бойцам привиделся священник, служивший литургию в богато украшенной церкви. Поднялась такая тревога, что находиться в этом здании после боялись.

Только в декабре 1941 года в оккупированном гитлеровцами городе службы в церкви возобновились. Немцам первое время до молитв прихожан дела не было. Хотя, отступая, они попытались снести купола. Но дубовая святыня не поддалась.

Историки уверяют: в округе нет храма, похожего на Свято-Троицкую церковь, построенного не в традиционно византийском, а в малороссийском стиле. Здание выполнено из дерева, обложено кирпичом и оштукатурено. Храм представляет собой архитектурную и историческую ценность. А ближайший подобный по конструкции находится в городе Новомосковске Днепропетровской области.

Оставить ответ